Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 6
1.1. Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии 6
1.2. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста 12
1.3. Педагогический аспект проблемы формирования мотивации учащихся средних классов к занятиям физической культурой 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 20
2.1. Цели, задачи и организация физического воспитания в средней общеобразовательной школе 20
2.2. Методы и приемы повышения мотивации школьников средних классов к занятиям по физической культуры 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
потребность к занятиям физическими упражнениями и спортом всю жизнь на различных этапах становления личности [8, c. 71].
Выделяют разные группы мотивов к занятиям физической культурой:
внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (новизна, эмоциональность, динамичность, любимые упражнения и т.д.);
внешние положительные мотивы. Мотивы, основанные на результатах деятельности (активный отдых, приобретение знаний, умений и навыков и т.д.);
мотивы, связанные с перспективой (развитие физических качеств, укрепление здоровья, коррекция фигуры и т.д.);
внешние отрицательные мотивы (страх получения низкой отметки, насмешек сверстников из-за неумения выполнять какое-либо движение и т.д.).
Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья. Не менее важны и сопутствующие ему мотивы: обеспечение потребности в движении; приобретение дополнительных знаний, умений и навыков; улучшение работоспособности и двигательных качеств; совершенствование своих физические возможностей с целью улучшения качества жизни.
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что, впрочем, не исключает их сосуществования. К первым относят желание школьника заниматься физической культурой вообще, нежели чем-то конкретным. Ко вторым – желание заниматься избранным видом спорта, определенными упражнениями [24, c. 46] .
В зависимости от пола школьники могут быть мотивированы на занятия физической культурой по-разному, поэтому есть смысл в том, чтобы проводить раздельные беседы на уроках физического воспитания, в ходе которых будут выявлены специфические социально-биологические основы физической культуры для мальчиков и девочек.
Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического воспитания, можно назвать:
ориентацию на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом;
право выбора спортивной деятельности;
управление своим поведением и деятельностью;
создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры;
деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно [22, c. 39-40].
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
2.1. Цели, задачи и организация физического воспитания в средней общеобразовательной школе
Для выявления мотивов, мешающих занятиям физической культурой, было проведено исследование.
Данное исследование проводилось на базе школы.
В анкетировании приняло участие параллель 8 классов. Количество респондентов составило 46 человек.
Главная задача исследования состояла в проведении анкетирования для выявления мотивации учащихся средних классов к урокам физической культуры.
Учащимся было предложено ответить на три вопроса, с последующим обоснованием своего ответа.
1. «Каково Ваше отношение к урокам физической культуры?»
2. «Почему Вы посещаете уроки физкультуры?»
3. «Кто и что, на Ваш взгляд может повлиять на формирование интереса к занятиям физической культурой?».
По результатам проведённого анкетирования было выявлено, что:
1) Подавляющее количество учащихся (67%) положительно расположены к занятиям физической культурой, однако, это не исключает и отрицательного отношения к ним, так как 33% учащихся выразили свое недовольство (Рисунок 1).
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Какого ваше отношение к занятиям физической культуры?»
2) Преобладающими мотивами у учащихся 8 классов выступают мотив самообразования, самовыражения и формирование установок на здоровый образ жизни, при этом есть рекомендации на использование
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Москва : Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Алексеев А. В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону : Феникс. - 2006. – 352 с.
3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. – С. 84-89.
4. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г.В. Безверхняя. – Москва : Логос, 2004.
5. Бородин Ю.А. Проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у девушек старших классов / Ю.А. Бородин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 79.
6. Волков К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса. Психологи о педагогических проблемах : Книга для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. – Москва : Просвещение, 1991. - С. 42-49.
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78.
9. Дубовик Е.А., Шаймарданова Л.Ш. Формирование мотивации школьников к занятиям физической культуры. – Москва : В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 50-51.
10. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 6.– С. 48–52.
11. Дуркин П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 49.
12. Зернов Д.Ю. Оптимизация физического воспитания старшеклассников путем формирования положительной мотивации / Д.Ю. Зернов. - Алматы, 2013. - 118 с.
13. Ильин Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер. – 2008. - 352 с.
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер. - 2001. -464 с.
15. Ильин А. А., Марченко К.А., Капилевич Л.В. и др. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 360. – С. 143–147.
16. Казаков А.Ю., Левушкин С.П. Изменение мотивации школьников к физической культуре в процессе реализации индивидуально-типологического подхода и использования компьютерных технологий. - Москва : Вестник спортивной науки. - 2010. - № 1. - С. 46-49.
17. Кисапов Н.Н. Формирование интереса школьников к физической культуре и спорту : учебное пособие / Н.Н. Кисапов. - Чебоксары, 2009. - 127 с.
18. Клюкина В.В. Мотивации к занятиям физической культурой школьников: теоретический аспект / В.В. Клюкина. - Москва : Научный поиск. - 2015. - № 2.4. - С. 97-98.
19. Коробейников Н.К., Михеев И.Г., Николенко А.Е. Физическое воспитание : Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – Москва : Высшая школа, 1984. - С.74-75.
20. Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи / Т.Ю. Круцевич. – Москва : БЕК, 2004.
21. Кузнецова С.Н., Карфидова Т.Н. О проблемах повышения мотивации к занятиям спортом и физической культурой школьников среднего и старшего возраста. – Москва : В сборнике : Система ценностей современного общества сборник материалов LIV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 150-157.
22. Лубышева Л.И. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2005. –№ 4. – С. 38–46
23. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В. К. Макаренко // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2008. – № 6 (10). – С. 140–144.
24. Меннер А.Э., Шишкина С.В. Мотивы физической активности школьников. – Москва : В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования : актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции : в 4 ч. - 2017. - С. 45-47.
25. Панкратович Ю.Г., Зиамбетов В.Ю. Теоретическое обоснование направлений формирования мотивации школьников к занятиям физической культурой. - Москва : В сборнике : Физическая культура, спорт и здоровье : проблемы и пути их развития Материалы Международной научно-практической конференции : сборник научных трудов. Под научной редакцией Т.И. Волкова. - 2014. - С. 194-198.
26. Перова Г.М. О мотивации старших школьников к занятиям физической культурой / Г.М. Перова. - Москва : Физическая культура в школе. - 2011. - № 2. - С. 50-51.